Stav (shvil) wrote,
Stav
shvil

Category:

Прага: Моцарт и Цветаева

Эта пражская скульптура находится рядом с Карловым университетом, вплотную к зданию Сословного театра, где в 1787 году состоялась премьера оперы Моцарта "Дон Жуан". О том, кто, собственно, на этой скульптуре изображён, я слышал несколько версий: Дон Жуан, Каменный Гость и сам Моцарт.




В Праге Моцарт появился на волне популярности "Женитьбы Фигаро". Причём популярность была чисто пражской - в Вене, где состоялась её премьера, опера была довольно прохладно принята публикой и довольно быстро "снята с проката". В Праге же мелодии из "Женитьбы Фигаро" игрались на улицах, под них танцевали и в распальцованных бальных салонах и в кофейнях - город и музыка совпали друг с другом. Видя это, директор оперной труппы сделал заказ на новую оперу. Моцарт сам выбрал сюжет - легенду о Дон Жуане. Кстати, в это время недалеко от Праги - в замке Духцов - жил человек , который вполне мог быть консультантом по теме оперы. Человека звали Джакомо Казанова.



Документально известно, что Моцарт и Казанова пересекались как минимум дважды. Первый раз Казанова пришёл на репетицию оперы, чтобы высказать своё возмущение - его достали слухи, гулявшие по Праге, о том, что именно он является прототипом главного героя. Судя по всему, конфликт был благополучно улажен, поскольку во время их второй встречи в соборе святого Вита (дело было во время коронации очередного императора. Чисто пражский штрих: Моцарт в число приглашённых не входил, но хозяйка дома, где он жил, смогла подпольно провести его на галерею собора) Моцарт попросил подрабатывшего гаданием Казанову предсказать ему судьбу. Шарлатаном Казанова не был - день смерти Моцарта был им предугадан точно...

"Дон Жуан" был написан за рекордные сроки. Увертюра к ней писалась в ночь перед премьерой. Сама премьера имела просто оглушительный успех.

Собственно, на этом заканчивается пражский эпизод жизни Моцарта, а, вместе с ним, заканчивается та её часть, которая была хорошей и спокойной. После возвращения из Праги в Вену вариации в жизни были только на тему "плохо" и "ещё хуже": полный провал "Дон Жуана" в венской опере, долги, бесконечный круг "перезанять, чтобы переотдать, чтобы перезанять", вынужденные дурные подработки музыкальным негром, болезнь жены, своя болезнь, незнакомец в чёрном, заказывающий "Реквием", смерть, похороны в общей могиле для бедняков, месторасположение которой неизвестно: жена не смогла быть на похоронах из-за болезни, друзья решили, что сильный дождь - достаточный повод, чтобы остаться дома.

Прага стала единственным городом, который достойно попрощался с Моцартом. Полчаса звонили по Моцарту пражские колокола. На заупокойную мессу пришло четыре тысячи пражан. Двенадцать студентов стояли со свечами у символического катафалка. Сто двадцать певцов и музыкантов исполнили "Реквием". Среди них была Йозефина Душкова - та самая хозяйка дома, где останавливался Моцарт.

Кстати говоря, ещё один долг был отдан Моцарту Прагой уже в этом веке. Родившийся и выросший в Праге Милош Форман снял фильм "Амадей". Большая часть съёмок прошла в Чехии. Первый раз я смотрел его в детстве. Сцены, когда под дождём едет по венской улице повозка с телом Моцарта, а над всем этим гремит "Лакримоза", помню до сих пор во всех деталях...

...а что касается скульптуры, то, на мой взгляд, любая из трёх версий имеет право на существование. С Каменным Гостем всё понятно, Дон Жуан, по-моему, тоже должен выглядеть именно так. По крайней мере, когда оставался сам с собой и мог не работать на публику. А что касается Моцарта, то... известный всем портрет композитора...



является на самом деле небольшим фрагментом картины, где он изображён вместе с отцом и сестрой.



Лет тут Моцарту мало, а уверенности, что море по колено и всё-у-нас-получится - много. Судя по всему, к концу пражского периода Моцарт гораздо больше совпадал уже не с этим жизнерадостным мальчиком, а с фигурой, сидящей сейчас возле театра в Праге. Поскольку уже было понятно, что получится далеко не всё. Но, тем не менее, продолжать надо...

Моцарт на старенькой скрипке играет
Моцарт играет, а скрипка поет
Моцарт отечества не выбирает
Просто играет всю жизнь напролет


-------------------------------------------------------

По большей части скульптуры, стоящие на Карловом мосту, хоть и интересны, но довольно пафосны: либо всяческие христианские деятели, либо заказанные гильдиями врачей или адвокатов изображения, в которых заказчик выглядит максимально выгодно.

И только одна скульптура стоит особняком. Причём дважды особняком. Во первых, она стоит не на самом мосту, а метрах в двух от парапета. А, во-вторых, в ней нет никакого намёка на пафос. И сам рыцарь какой-то... Нерыцарский... И лев рядом с ним, вместо того, чтобы канонически стоять на задних лапах и рычать, поимел всех в виду и повернулся к мосту попой. Речь идёт о "Пражском Рыцаре".



Раньше в этом месте находилась таможня, где взымалась пошлина за перевозимые через Влтаву товары. Так что изначально фраза "рыцарь, стерегущий реку" не была романтическим выражением, а вполне конкретной должностью. И довольно сволочной...

С самим рыцарем, естественно, связана романтическая по самое нехочу легенда, но дело не в ней. Дело в том, что стихотворение Марины Цветаевой "Рыцарь на мосту" - это про него.

С рокового мосту
Вниз — отважься!
Я тебе по росту,
Рыцарь пражский.

Сласть ли, грусть ли
В ней — тебе видней,
Рыцарь, стерегущий
Реку — дней.


Кстати, фраза "я тебе по росту, рыцарь пражский" - это не художественный ход. Комплекция у рыцаря действительно вполне женская.

История "Прага и Цветаева" где-то напоминает историю "Прага и Моцарт". И в том, что жили они недалеко друг от друга: в одном и том же районе города - Смихове. И в том, что несколько лет, прожитых в Праге, стали самым спокойным временем за всё жизнь Марины Цветаевой. Не зря перед возвращением в Союз она писала, что хотела бы остаться в Чехии навсегда. Возвращение было вынужденным: детективная история с убийством русского эмигранта, в котором обвиняли мужа Марины, связанного к тому времени с советской разведкой, бегство мужа в Россию, с помощью "компетентных лиц" из советского посольства. Цветаева уезжала из Праги вслед за мужем, не имея никаких иллюзий по поводу того, что будет дальше. А дальше ничего хорошего действительно не было: арест дочери, арест мужа, бытовые мытарства, унижения и письма с просьбой о помощи в решении практических проблем, самоубийство в Елабуге.

-------------------------------------------------------

Прага производит впечатление города, который так долго работает на праздную публику, что уже давно успел забыть, какой он есть на самом деле. Эдакий продавец иллюзий. Город с ощущение театральных декораций и ненастоящести. Всё это действительно есть. Но если с помощью этих иллюзий он смог дать по спокойно-счастливому куску жизни двум далеко не худшим людям, то это враньё стоит гораздо больше любой правды. По-моему...

-------------------------------------------------------

И ещё...
Похоже, что если вы пожили в Праге и вам там было хорошо, то стоит подумать дважды и трижды, прежде чем оттуда уезжать. А то... Были прецеденты.......



Subscribe

  • Первый дождь

    Живя в Израиле, связь с землёй сильнее всего чувствуешь, когда идёт первый зимний дождь. Не с государством, не со страной, не с религией, не с людьми…

  • Пурим во время чумы - часть 2

    Начало - Пурим во время чумы - часть 1 Мы ехали в место, которое являлось живой иллюстрацией к понятию "полезное с приятным". Правда, делали это с…

  • Пурим во время чумы - часть 1

    Тосклив был и грустен праздник Пурим 2021-го года, от начала же пандемии короновируса - второй... Весной двадцатого года первые ласточки грядущих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Первый дождь

    Живя в Израиле, связь с землёй сильнее всего чувствуешь, когда идёт первый зимний дождь. Не с государством, не со страной, не с религией, не с людьми…

  • Пурим во время чумы - часть 2

    Начало - Пурим во время чумы - часть 1 Мы ехали в место, которое являлось живой иллюстрацией к понятию "полезное с приятным". Правда, делали это с…

  • Пурим во время чумы - часть 1

    Тосклив был и грустен праздник Пурим 2021-го года, от начала же пандемии короновируса - второй... Весной двадцатого года первые ласточки грядущих…